Отношение детей к природе

Дети легко запоминают деревья с «особыми приметами»: берёза белая, у ёлки иголки вместо листьев, на рябине красные ягоды, а на дубе – жёлуди... Знакомство с деревьями начните с прикосновения к ним: пусть ребёнок потрогает кору ладошкой. Обратите его внимание, что ствол у дуба жёсткий и ребристый, у клёна – гладкий, у берёзы – лохматый.

Не удивляйтесь, если малыш одёрнет ладошку, впервые прикоснувшись к дереву. Это новые для него тактильные ощущения, а всё новое детей настораживает. Не смейтесь над карапузом и не заставляйте делать это против его воли. Он сам быстро поймёт, что дерево не кусается. Вы же можете использовать его реакцию и объяснить, зачем дереву нужна такая толстая кора: она защищает его от мороза, как комбинезон защищает от холода детей. А вот внизу у дерева видны корни. Они уходят глубоко под землю, ими дерево пьёт оттуда воду.

Отношение детей к природе

Живая природа для детей

В природе всё взаимосвязано, поэтому невозможно ограничиться рассказом о растениях и обойти стороной жизнь животных.

Городские птицы радостно поклюют пшено, иногда даже с руки малыша. А если в парке есть живой уголок с кроликами и курочками, принесите угощение и им. Только соблюдайте меры безопасности: следите, чтобы малыш не брался за прутья клетки – птица может клюнуть его за пальчик, а кролик – царапнуть когтями, не просовывал руку в клетку вместе с угощением и не пытался потрогать питомца живого уголка, не пробовал корм для животных.

  • Если в парке катают детишек на пони, возьмите с собой несколько кусочков сахара (или дайте ня не) и угостите лошадку (спросив разрешения и убедившись в покладистом характере животного). Только сначала научите малыша правильно держать сахар на ладони: прижав все пальцы друг к другу и слегка выгнув вниз. Ладонь должна быть максимально раскрыта, чтобы лошадка случайно не цапнула его за пальцы. Но если малыш боится, не настаивайте, пусть посмотрит на пони со стороны.
  • Если в парке есть незамерзающий водоём, вы с большой вероятностью увидите там уток. Возьмите из дома немного хлеба, и малыш с восторгом будет кидать им крошки. Покажите, что у уточки-тёти шея и голова одного цвета, у уточки-дяди (он называется селезень) – другого. Обратите внимание крохи, что все уточки плавают «босиком» (обычно видно, как они шевелят лапками). Вспомните про перепонки, которые помогают им быстро плавать.
  • Вспоминая о животных, которых в парке нет, можно показать крохе места, подходящие для норы лисы или волка, берлоги медведя, дупла совы… Можно даже предположить: «Наверное, эти кусты поломал медведь, когда шёл в свою берлогу».
  • Если у вас в городе есть зоопарк, изучать животный мир можно там. Только постарайтесь выбрать для этого солнечный день, так как в плохую погоду животные часто сидят в своих домиках и могут «сорвать» ваши учебные планы.
  • При посещении зоопарка актуальны те же правила, что и при общении со зверьём в живом уголке: кормить можно лишь с позволения персонала, прутья клетки трогать категорически запрещается, совать в клетку руки – тем более.
  • В зоопарке изучите план местности и составьте маршрут так, чтобы показать малышу известных ему «персонажей», например медведя, волка, лису. Для первого знакомства с зоопарком это важнее, чем увидеть тигра, слона или жирафа. Кстати, рассматривать крупных животных лучше отойдя на почтительное расстояние от клетки. Ещё лучше их видно с папиных плеч, или как минимум с рук.