Почему-то бытует мнение, что речь начинает развиваться у ребенка в тот самый момент, когда он произнесет первое свое слово. Но это мнение далеко от истины. Речевое развитие ребенка у психологов и логопедов принято делить на несколько этапов.

На первом этапе дыхательная система подготавливается к голосовым реакциям. Это своеобразная разминка перед первыми, четко произнесенными звуками: ребенок "гулит"; воспроизводит голосовые недифференцированные гортанные, глоточные, ротовые, губные шумы и отдельные неопределенные, похожие на речевые, звуки. Затем появляется звуковой "лепет" из голосовых недифференцированных звуков, объясняемый попыткой подражания. Длится этот период до шести месяцев.

На втором этапе образуются более четкие речевые звуки, наблюдается синтез слогов. К 9-12 месяцам - слоговые двучленные цепочки. Ребенок владеет несколькими простейшими словами (обычно около десяти). На втором году постепенно увеличивается запас простых слов, появляются простейшие речевые шаблоны.

На третьем этапе, когда ребенку три года, словарный фонд составляет уже 500 слов (а возможно, и больше). Гораздо больше речевых шаблонов, более совершенное произношение.

Четвертый этап совпадает с четвертым годом жизни. В словарном фонде уже гораздо больше слов (около тысячи); усложняются и удлиняются речевые цепи; намного больше речевых шаблонов. Интересно, что разговаривает ребенок в этот период усиленно громко (укрепляются речевые стереотипы). Появляются придаточные предложения.

На пятом этапе онтогенетического развития функции речи еще больше обогащается словарный фонд; регулируется громкость произношения; предложения становятся более сложными, правильно построенными и совершенными. Пятый период совпадает с пятым годом жизни.

Конечно же, речевое развитие ребенка продолжается и дальше. Но основы закладываются именно в эти периоды - до пяти лет. Бывает, что развитие речи ребенка отклоняется от нормы. И тогда родители начинают паниковать, испугавшись странной аббревиатуры "ЗРР". Нужно понимать, что диагноз "задержка развития речи" - не приговор. Ключевое слово здесь - "задержка". Конечно, это проблема. Проблема серьезная. Ведь в человеке все процессы взаимосвязаны, в т.ч. и психические. Речевое развитие ребенка тесно переплетается с познавательными процессами: мышлением, памятью, вниманием, воображением. Сказывается оно и на общем психологическом развитии, и на межличностном взаимодействии. И если речевое развитие ребенка отстает от нормы, без помощи специалистов не обойтись. Это тот случай, когда ждать нельзя. Чем раньше выявляется эта проблема, тем быстрее и легче она исправляется.

Задержка развития речи у детей часто вызывается:

- невостребованностью речи: с ребенком нужно говорить, позволяя ему "вклиниваться" в разговор; не нужно угадывать каждое его желание - провоцируйте выражение этого желания звуками, словами (вербальные выражения желаний и эмоций);
- замедленным, обусловленным генетически, темпом роста нервных клеток, которые отвечают за речь;
- травмами и болезнями;
- проблемами со слухом (ребенок, неспособный слышать, не сможет подражать речи взрослого, т.е. не сможет говорить).

Что делать? Лучше отдать в специализированный сад (или группу), где работают логопеды. В какой-то степени это действительно пойдет на благо. Но усилия специалистов без вашего прямого участия сведутся на нет, поскольку основное влияние на речевое развитие ребенка оказывает все-таки семья. Логопед подскажет вам дальнейшие действия, порекомендует специальные развивающие игры, упражнения. Следуйте рекомендациям. Говорите правильно сами, ведь вы - образец, которому подражает малыш. Не сюсюкайте, произносите звуки четко. Услышав вопрос от своего ребенка, не отмахивайтесь словами "мне некогда" или "отстань, я занят, пойди поиграй", как это порой бывает. Разговаривая с малышом, слушайте внимательно, не перебивайте. Читайте книги, слушайте аудиозаписи сказок и стихов, поощряйте общение со сверстниками. И обязательно выполняйте задания логопеда. Ваши совместные усилия обязательно дадут результаты.